Пожарная охрана Красноярского края в годы Великой Отечественной войны

Пожарные, как и все советские люди, стойко переносили тяготы войны. С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. 22 июня 1941 года заместитель начальника управления НКВД по Красноярскому краю капитан государственной безопасности Хмарин подписывает приказ, согласно которому всему личному составу Управления НКВД и периферийных органов до особого распоряжения запрещалось выходить в очередные отпуска. А с 4 июля 1941 года рабочее время в отделе пожарной охраны установлено с 10:00 до 16:30 и с 20:00 до 01:00.

В соответствии с указанием Главного управления пожарной охраны НКВД СССР с 12 июля 1941 года личный состав частей пожарной охраны НКВД по Красноярскому краю и пожарных команд объектов был переведён на трехсменное дежурство. Во время двухсменного дежурства предполагается оплата личному составу за переработку в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.41 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Также начальникам отдела пожарной охраны УНКВД, Горрайотделений УНКВД и городской пожарной охраны надлежало установить строжайший контроль за несением службы и боевой готовности всех подразделений пожарной охраны. 

В августе 1941 года были объявлены новые штаты отдела пожарной охраны Управления НКВД Красноярского края и районных пожарных инспекторов. 

15 августа 1941 года в целях подготовки личного состава Управления НКВД Красноярского края к противовоздушной и противохимической обороне, в соответствии с указанием Главного управления МПВО НКВД СССР №29/2863, на объектах УНКВД были организованы группы самозащиты местной противовоздушной обороны (МПВО). Начальником группы самозащиты первой городской пожарной команды был назначен помощник начальника команды Сазонтов, в третьей городской пожарной команде – товарищ Паршин, в четвертой городской пожарной команде – товарищ Дублистов. Им необходимо было провести с личным составом специальные занятия до 15 сентября 1941 года.

Нужно отметить, что техническое оснащение в военные годы было слабым. Так, на 1 января 1941 года был всего 31 пожарный автомобиль. К началу 1942 года их число выросло до 32, то есть на одну машину. Но из-за недостатка запчастей в эксплуатации находилось всего две трети автомобильного парка. Впрочем, даже это было прогрессом - с конной тяги на автомобильную управление пожарной охраны было переведено в 1940 году. К началу Великой Отечественной войны пожарные команды имели на вооружении пожарные автомобили ПМЗ-1, ПМЗ-2 и ПМГ-1.

Эти машины были оснащены современными для того времени насосами, работавшими, как и сегодня, от пожарных гидрантов. Их недостатком было отсутствие закрытой кабины для пожарных. По рассказам ветеранов, пожарным при возвращении с вызова приходилось привязывать себя к поручням, чтобы удержаться на автомобиле в обмерзшей, обледенелой боевой одежде. Телефоны имели практически все пожарные части - сигналы о пожаре поступали с городской телефонной станции. Но дежурные были и на пожарной вышке - каланче. Она имелась в Красноярске и других городах - с каланчи хорошо просматривался весь город. Правда, к началу 1940-х годов в Красноярске уже было довольно много высотных зданий, мешавших осматривать город.

С началом эвакуации промышленных предприятий в Красноярск с запада страны нагрузка на пожарную охрану значительно выросла.

Первые эшелоны на станцию Злобино прибыли 4 августа 1941 года. Это были два состава с оборудованием и специалистами завода «Красный Профинтерн» из города Бежица Брянской области.

Всего в 1941 году в Красноярск было переведено 22 промышленных предприятия, в том числе 8 оборонных. В город прибыло в общей сложности 620 эшелонов с эвакуированными грузами - более 31 тысячи вагонов.

Одним из крупнейших красноярских предприятий в годы войны стал завод, построенный на базе оборудования завода «Красный Профинтерн» (позднее – «Сибтяжмаш»). Первой его продукцией уже в октябре 1941 года стали минометы. Опытная партия гранат Ф-1, известных как «лимонка», была изготовлена уже в ноябре 1941 года.

На базе Красноярского завода №586 («Красмаш») был восстановлен завод №4 им. Ворошилова, эвакуированный из г. Коломны, а также частично размещено оборудование заводов Ленинграда, Сталинграда, Калуги. По завершении эвакуации «Красмаш» стал крупнейшим машиностроительным предприятием края, число его рабочих превышало 13 000 человек. Одним из первых прибыл в эвакуацию в Красноярск ленинградский завод №327 Наркомэлектропрома (после войны – Красноярский радиотехнический завод).

Пожарное управление принимает под охрану восстановленные после эвакуации предприятия. Осенью 1941 года объявляется штат пожарной охраны завода №580, завода «Красный Профинтерн» и СК-3. Для охраны завода, эвакуированного из города Коломны, на базе ВПЧ Красмашзавода была создана специализированная военизированная пожарная часть №1 НКВД СССР. На вооружении части стояли пожарные автомобили ЗИС-5 и АМО-Ф-15. Начальником СВПЧ назначен старший лейтенант А.В. Потапкин.

С 12 августа 1942 года принят под охрану завод №703 (завод комбайнов), с 25 ноября - завод №863 (механический), 10 декабря - фабрика №6 (кинопленочная фабрика).

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (391) 226-44-01
Приёмная начальника ГУ
8 (391) 227-09-19
Единый «телефон доверия»
sekretar@24.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)