Второй год подряд Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России становится лучшим среди авиационных подразделений МЧС России. За плечами учреждения ни одна победа. В 2020 году ККАСЦ занял первое место, в 2019 стал третьим, в 2017 – вторым.
В штате Центра служит и работаем около 400 специалистов, на вооружении находится 18 единиц авиационной техники, среди которой вертолеты Ми-8, Ми-26, самолеты Бе-200ЧС и Ан-74. Возглавляет учреждение полковник Сергей Балалаев.
В этом году общий налет по тушению природных пожаров и спасению людей составил более 864 часов. Летчики на тушение природных пожаров привлекались в Краснодарском, Алтайском и Забайкальском краях, Иркутской, Курганской, Свердловской, Томской областях, республиках Бурятия и Якутия. Было сброшено более 11628 тонн огнегасящей жидкости.
Отмечались и спасательные операции в горной местности на территории Красноярского и Забайкальского краев, Иркутской области, Республик Хакасия, Бурятия и Якутия.
Сезон самой тяжелой работы для летчиков ККАСЦ МЧС России открылся в апреле, когда пилоты отправились в Свердловскую область. Сложнее всего ситуация была под Екатеринбургом. Пожары там были, что называется, аномальными, так как эта местность весной обычно дождлива. Была угроза 17 населенным пунктам, полностью удалось отстоять 16. Огонь подходил даже к атомной электростанции. Ее пилоты вместе с наземными службами защитили.
Для того чтобы летчики могли оперативно вылететь на помощь населению, необходимо грамотно выстроить взаимодействие с диспетчерскими службами аэропортов. Чтобы получить «зеленый свет» – то есть приоритет перед другими судами – командный пункт ККАСЦ МЧС России готовит специальную заявку в центр управления воздушным движением (Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации). Документ рассматривается максимум 20 минут, обычно быстрее. После этого дают разрешение.
Тогда диспетчер запрещает вылеты всем гражданским судам, кроме тех, которые уже стоят на взлетной полосе. А затем сразу борт МЧС России отправляется на помощь.
При полетах по государственному заданию схема похожая, только заявка подается примерно за час до вылета, а гражданские суда не «двигают», и все взлетают в порядке очереди. Так летчики работают и в аэропорту базирования под Красноярском, и в других аэропортах.
Когда специалисты Красноярского комплексного авиационно-спасательного центра МЧС России работают на тушении природного пожара, они контактируют сразу с несколькими людьми. Во-первых, это руководитель тушения пожара. Он находится на земле. К нему стекается вся информация, он распределяет силы и средства. Именно он указывает, где именно должны сбрасывать воду суда. Если помощь не требуется, РТП просто дает отбой либо может перебросить на другой участок.
Порой суда работают в связке. Например, Ми-8 может тушить пожар параллельно с Бе-200ЧС. Куда именно они сбросят воду, конечно, решит РТП. А как командирам воздушных судов самим координировать свою работу, чтобы принести максимальную пользу и сбить кромку пожара?
Для этого используются коротковолновые радиостанции. У них хорошая дальность приема сигнала, и летчики общаются через них. Обмениваются информацией о местонахождении, запасе топлива и так далее. Если же радиостанция не ловит – в горной местности, например, – то задействуется спутниковый телефон, которым оснащено каждое воздушное судно МЧС России. По нему же можно связаться с диспетчерами аэропортов при необходимости.
Кстати, летать над городами запрещено. В случае чрезвычайной ситуации дается разрешение, но это исключение. Изредка бывают совместные учения с правоохранительными органами, как это было в преддверии Всемирной зимней универсиады 2019 года. В целом, любой крупный город нужно обходить по дуге либо лететь на очень большой высоте.
А что же с эвакуацией туристов? Здесь, по сути, схема та же. На борт загружаются спасатели. В случае Красноярского края это, как правило, сотрудники Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. К ним могут присоединиться правоохранители, медики, волонтеры Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям. Затем диспетчер дает «зеленый свет», и борт вылетает на помощь.
Так, в сентябре вылетали для эвакуации сборщика орехов в Ермаковском районе Красноярского края. Он с группой товарищей отправился в лес, но отбился от группы. Он отошел позвонить, и на мужчину напал медведь. Летчики прибыли быстро, пострадавшего оперативно доставили в медицинское учреждение, он выжил.
Весьма эмоциональной была спасательная операция в Курагинском районе Красноярского края. Сотрудники МЧС России эвакуировали травмированного туриста с территории Тофаларского заказника. Мужчина получил многочисленные травмы во время туристического похода в составе незарегистрированной группы. Самостоятельно пострадавший передвигаться не мог. Он был невероятно рад, увидев вертолет, почти что плакал.
В целом, все решения принимает командир воздушного судна. Это самый опытный и подготовленный член экипажа, от него зависит безопасность всех остальных. Он соблюдает правило – не рискуй. За его плечами – огромная ответственность. И пилоты всегда успешно справляются с задачами.
Благодарят их не так часто. Обычно это связано с тем, что возвращаются летчики в аэропорт, выходят из вертолета и самолета к своим же коллегам. Населения там нет, оно видит лишь судно в небе. Но если пилот приземляется в черте населенного пункта или на маленьком аэродроме, тут уже объятий и слез не избежать.
Особенно благодарят туристы, которым сильно нужна помощь. Эмоции в момент, когда их находят спасатели, зашкаливают. Хотя лучшая благодарность для пилотов – это спасенная жизнь.