Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России признан лучшим в стране. Специалисты отряда выполняют сложнейшие работы по эвакуации и спасению людей как на территории Красноярского края, так и за его пределами, в том числе в других федеральных округах. О том, как сегодня работает Центр, рассказал его начальник Сергей Балалаев.
- Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, об основных итогах работы Красноярского комплексного авиационно-спасательного центра МЧС России в этом году.
В штате Центра служат около 400 специалистов, на вооружении находится 18 единиц авиационной техники, среди которой вертолеты Ми-8, Ми-26, самолеты Бе-200ЧС и Ан-74. В этом году было выполнено более 3500 полетов с общим налетом свыше 2900 часов.
Наверное, наиболее для нас значимой стала работа по тушению природных пожаров в центральной России (Ивановская, Рязанская области), Ханты-Мансийском автономном округе, а также на территории Красноярского края.
По результатам продолжительной и напряженной работы в условиях, связанных с риском, летный состав центра был представлен к государственным и ведомственным наградам. Трое из них награждены медалью Нестерова, трое – медалью «За спасение погибавших».
Выполнялись поиск и эвакуация потерпевших бедствие в природной среде на территориях Красноярского края, Кемеровской, Иркутской, Свердловской областей, Республик Бурятия, Алтай, Хакасия. В общей сложности выполнено около 200 полетов.
Также мы выполняли воздушные перевозки, учебные полеты и так далее – всего и не перечислить.
- В этом году было много лесных пожаров – и на Дальнем Востоке, и в центральной части нашей страны. Как вы работали на этих происшествиях?
За последние 5 лет летчики Центра совершили более 4500 вылетов, выполняя различные задачи в районах чрезвычайных ситуаций, перевезли более 12 тысяч спасателей.
Для тушения пожаров в других регионах России в 2022 году было задействовано 14 воздушных судов – как самолеты-амфибии, так и вертолеты.
В этом году сотрудники Центра участвовали в тушении природных пожаров в своем регионе, а также в Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе, Курганской, Ростовской, Владимирской, Ивановской, Рязанской, Иркутской областях. Всего в текущем году было совершено более 570 полетов на тушение пожаров продолжительностью свыше 250 часов, в общей сложности сброшено порядка 12 тысяч тонн огнетушащей жидкости.
Это очень напряженная работа, фактически, без выходных в течение 7-14 суток. В день 4 часа уходило на предполётную подготовку, получение инструкций от наземных служб и заправку самолета, а 8 – на полеты и ликвидацию загорания. Мы работали в связке с другими авиационными звеньями, а также с наземными службами. И, считаю, по максимуму выполнили свою работу.
Кроме того, мы постоянно развиваем авиационно-спасательные технологии. В апреле этого года при выполнении целевых полетов на вертолетах Ми-8 на тушение пожаров с применением ВСУ-5 отработана методика выполнения полетов на тушение кромки пожара при значениях бокового ветра, близкого к максимально допустимым. Подготовку прошли 7 летчиков.
- Получал ли Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России новую технику в этом году? Может быть, есть планы по модернизации на будущий год?
В декабре этого года экипаж Центра выполнил приемку нового вертолета Ми-8МТВ1, выпущенного Казанским вертолетным заводом. Этот вертолет принципиально отличается от тех, что находились в эксплуатации Центра на текущий момент. На нем установлено модернизированное радиоэлектронное и навигационное оборудование, современный пилотажно-навигационный комплекс. Также вертолет оборудован системой ночного видения – ранее воздушных судов с такой функцией у нас не было.
Помимо нового вертолета в этом году, были приняты от авиаремонтных заводов три вертолета Ми-8 и один вертолет Ми-26 после выполнения капитально восстановительного ремонта. В декабре планируем получить санитарный автомобиль УАЗ. Он предназначен для доставки медицинских работников на стоянки воздушных судов в аэропорты Красноярск и Черемшанка.
В перспективе у центра получение вертолетов Ми-38 и организация дежурства в Арктической зоне. Вертолеты должны поступить до конца 2023 года. Они будут работать в условиях Крайнего Севера. Для этого, по задумке конструкторов, в судах будет предусмотрена система подогрева агрегатов маслосистемы и трансмиссии – это позволит запускать вертолет при температуре до -50 градусов. Также должны быть установлены дополнительные топливные баки для полетов длительностью свыше 7 часов. Будет предусмотрена теплоизоляция фюзеляжа, чтобы экипажу было комфортно работать.
- Давайте теперь поговорим о личном составе. Есть ли у вас молодые специалисты, как вы их обучаете?
В этом году штат Центра пополнился достаточным количеством молодого летного состава. Если же говорить непосредственно о выпускниках учебных заведений, то в числе прочих к нам прибыло двое выпускников Филиала Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия» (г. Сызрань). У нас они проходят программу подготовки в качестве вторых пилотов на вертолете Ми-8.
Также в это году к нам прибыло двое выпускников Ульяновского института Гражданской авиации, после переподготовки на базе центра они выполняют полеты в качестве вторых пилотов на самолете амфибии Бе-200ЧС.
В Центре в обязательном порядке осуществляется подготовка резерва командиров воздушных судов из числа вторых пилотов, в зависимости от уровня профессиональных навыков и качеств, с учетом дальнейшей перспективы карьерного роста.
Некоторые наши пилоты делают большие успехи. Напомню, командир воздушного судна Бе-200ЧС Евгений Толмачев победил во Всероссийском фестивале по тематике безопасности и спасения людей «Созвездие мужества» в номинации «Лучший летчик-спасатель самолета».
- В «копилке» Центра есть победы во Всероссийских конкурсах МЧС России?
Есть, и не одна. Если говорить о победах и призовых местах личного состава, то в 2021 году третье место в номинации «Лучший летчик-спасатель самолета» занял командир авиационного звена 1-го класса Сергей Козырев. В 2019 году победителем конкурса на звание «Лучший летчик-спасатель самолета» был признан Сергей Зубарь, в 2017 лучшим пилотом вертолета стал Николай Шаров. В том же году второе место в номинации «Лучший пилот самолета» занял Дмитрий Пушкарев.
Центр также неоднократно становился победителем и призером Всероссийского конкурса «Созвездие мужества». В 2020 года мы заняли первое место, в 2019 стали третьими, в 2017 – вторыми.
Текст: Екатерина Леонардова, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю
Алексей Лизура, Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр