Татьяна Игоревна Елисеева, начальник поисково-спасательного подразделения (кинологического) Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, пришла в чрезвычайное ведомство в 2003 году — в спасательной службе она трудится без малого 20 лет. Шестнадцать из них она занимается поиском и спасением людей – вместе со своими четвероногими напарниками. На счету Татьяны Игоревны – сотни жизней, которые она уберегла.
Работа — не единственное, чему Татьяна Игоревна посвящает свою жизнь: важное место для неё занимает семья, её дочь Анастасия и внук Григорий.
- Татьяна Игоревна, Вы работаете, что называется, «на земле». Как сложно было совмещать такую работу с материнством, семьей?
По-моему, это достаточно сложно: наша работа требует полной самоотдачи: постоянные выезды, соревнования. Поэтому семье доставалось не так много времени, как мне хотелось бы.
Как я обычно говорю — мы воспитывали ребёнка «на перекладных». Всегда кто-нибудь подхватывал Настю: кто-нибудь из близких забирал её из садика, оставался с ней. На больничные я практически не ходила, потому что нужно было работать.
С первым мужем мы работали в системе МЧС вместе: он работал в Региональном центре [организация упразднена в 2018 году – прим жур.], а я — в Региональном отряде. Оба мы полностью принадлежали работе. Растить дочурку помогали близкие родственники, а также замечательная соседка: она всегда была отзывчива, добра к моей дочери; она много чему её научила, пока я работала. Помогали и бабушки.
Когда Региональный центр проводил большие мероприятия, мы с мужем в них обязательно участвовали. Поначалу это были различные спасательные, а потом уже кинологические соревнования. На эти состязания мы брали с собой и Настю — она выросла вместе с нами, наблюдая за нашими испытаниями и победами.
В это время не было возможности на отдых и полноценный присмотр за дочерью. Каждый занимался своим делом. Ну а дочку так же, на перекладных, оставляли со спасателями, с кинологами — они присматривали за ней, развлекали её, пока мы стремились к профессиональным победам.
- А ваши напарники, четвероногие спасатели, тоже помогали с дочерью?
Первая собака, ещё крохотным щеночком, у нас появилась, когда Настенька уже подрастала. Это была Дина — лабрадор-ретривер. Жили мы тогда в Студгородке, а наш отряд размещался в двух местах: часть отряда размещалась на ул. Авиаторов, а часть - на ул. Ленинградской в Красноярске. И мы договаривались — дочь брала щеночка, ходила на Ленинградскую к кинологам, и они там совместно тренировали, обучали Дину быть не просто милой собакой, но другом человека.
Когда я уже перешла в кинологическое подразделения, Настя часто участвовала в наших тренировочных мероприятиях: она часто бывала в качестве закладки — собаки радостно искали её. Она всегда была частью наших мероприятий, в центре событий. Поэтому наша дочь выросла в кругу спасателей и кинологов.
- На работе вы наверняка сталкиваетесь с несчастьем, горем. Как не тащить это в дом и не срываться на ребенке?
Что касается «не нести горе в дом» — у меня не было таких проблем. Конечно, Настя была гиперактивная, и для того, чтобы эту бесконечную энергию хоть как-то израсходовать, мы ещё до перехода в кинологическое подразделение завели вторую собаку. Она прожила у нас какое-то время.
Когда я уже перешла в кинологию, мы привезли ещё одного щенка: дома вновь появился шерстяной комочек радости (и это помимо уже имеющихся собак). Поэтому как-то не было такого, чтобы… я несла домой какое-то горе и срывалась на ребёнка. Нет. У нас всегда был какой-то компромисс, а собака в доме снимает огромное количество негативных эмоций и мыслей, которые могут возникать в семейной жизни.
- Как вы считаете, вы строгая мама?
Мама я не строгая — мама я любящая. Я педагог по образованию, и поэтому осознаю все недостатки, которые возникли в воспитании моего ребёнка в течение моей жизни в качестве матери. Я считаю, что если у тебя есть ребёнок — нужно отдавать большую часть жизни, большую часть себя его воспитанию и заботе о нём.
Мой опыт и педагогическое образование показывают, что ребёнку нужно давать самостоятельность, но самостоятельность контролируемую. Если детям запрещаешь какие-то вещи — они всё равно будут их делать, но уже втайне. Меня точно так же воспитывала моя мама: она всегда доверяла мне, а я, в свою очередь, доверяю своей дочери.
Также, у ребёнка должна быть выработана ответственность. У моей Насти это была ответственность за собаку. Это очень важный и хороший момент в воспитании детей: сформировать ответственность за себя, за окружающих. Без этого никак.
- Как профессиональный спасатель, объясните, как научить ребенка правилам безопасности и вообще реально ли это?
Обучить детей безопасности можно, но это должно быть в виде игры, в виде каких-то совместных мероприятий. Ну, например: в детские годы моей Насти я всегда была в родительском комитете — и в школе, и в детском садике — и мы всегда придумывали какие-то интересные мероприятия. Они всегда были связаны со спасательной деятельностью, с походами на природу. Когда вы вместе идёте в поход и на реальном примере показываете детям, какой бывает жизнь вне города — это даёт им определённые знания и навыки обеспечения безопасности в окружающей среде.
Когда ты с ребёнком находишься на природе — именно в эти моменты и нужно рассказывать детям про безопасность и обучать их чему-либо. Сейчас очень много организаций, которые учат детей безопасности в городской среде. Но… Городская среда — она привычная, ребёнок в ней с самого детства. Но можно выпасть из этой привычной атмосферы, оказаться в лесу. И вот тут навыки безопасности пригодятся. Поэтому, всё наше воспитание было направлено на формирование любви к природе, к окружающей среде.
- Татьяна Игоревна, вы еще и заменяете «маму» своим питомцам, напарникам. А здесь вы строгая?
С тех самых пор, как я пришла в кинологию, я всегда говорю о том, что воспитание собак — оно подобно воспитанию ребёнка. За правильно выполненное дело ребёнок получает поощрение. За неправильное поведение он может лишиться какого-то удовольствия, например. Точно так же и у собак: четвероногий услышал команду, сделал всё правильно — получил угощение; не выполняешь команды — значит, нет угощения, нет того, к чему собака привыкает.
Методики воспитания собак и воспитания детей, на самом деле, очень схожи между собой.
Маму я своим питомцам, конечно, не заменяю. Так не должно быть. Я хозяйка своей собаки. Поэтому, дана команда — её надо выполнить. Три раза собака не услышала команды — значит, применяется какой-то другой метод, или собака возвращается на своё место и с ней просто никто не общается, как пример. Этого достаточно, чтобы она усвоила урок, и в следующий раз результат был лучше.
Строгость в дрессировке собак обязательно должна присутствовать, иначе не получится никакого воспитания. Из-за огромной любви, очень многие люди расслабляют своих собак, и те становятся непослушными. Потом такие люди приводят питомцев к специалистам и взволнованно говорят: «А что ж нам делать-то? Вот у нас это не получается, это не получается. Я так его люблю, я всегда его кормлю!». А на самом деле, если ограничить собаку в каком-то угощении, питании — можно получить хорошие результаты в дрессировке.
Автор: студент 4 курса СибГУ им. М.Ф. Решетнева Дмитрий Поливода
Фото: пресс-служба Главного управления МЧС России по Красноярскому краю