20 сентября 2022, 08:52
2928
8 минут

Лесные пожары: можно ли победить стихию?

В текущем году остановка с лесными пожарами в Красноярском крае была довольно спокойной. Весной, когда стояла сухая и жаркая погода, было большое количество природных пожаров – чуть больше 1000 на общей площади около 170 тысяч гектаров.

Один лесной пожар даже привел к очень печальным последствиям: на юге края под г. Минусинском в районе п. Зеленый Бор была подожжена свалка, и из-за сильного ветра огонь перекинулся на лесной массив. Начался верховой пожар, шедший в сторону садового товарищества «Кооператор». Для территориальной подсистемы РСЧС был введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

В СНТ «Кооператор» огонь уничтожил 20 строений. Для эвакуации населения было подготовлено 8 автобусов, но отселение не потребовалось. Благодаря всему территориальному звену РСЧС удалось отстоять сразу несколько садовых обществ. Пожар удалось ликвидировать с минимальным ущербом, жертв не допущено.

На тушении загорания работали более 400 человек и свыше 110 единиц техники, в том числе пожарный поезд. Из-за сильного ветра авиацию не применяли.

Уже в середине мая остановка стабилизировалась благодаря многочисленным осадкам. В дальнейшем на территории Красноярского края отмечались лишь локальные очаги природных пожаров, не приводившие к серьезным последствиям. Силы и средства МЧС России к их тушению практически не привлекались.

Однако не во всей стране было так спокойно, как в сердце Сибири. Сотрудники Красноярского комплексного авиационно-спасательного отряда МЧС России поспешили на помощь коллегам из других регионов – Якутии, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямала, Центральной России. На вооружении КАСЦ находятся 17 единиц авиационной техники: самолеты-амфибии Бе-200, вертолеты Ми-26 и Ми-8.

За последние 5 лет летчики КАСЦ совершили более 4700 вылетов, выполняя различные задачи в районах чрезвычайных ситуаций, перевезли более 12 тысяч спасателей.

Для тушения пожаров в других регионах России в 2022 году было задействовано 13 воздушных судов – как самолеты-амфибии, так и вертолеты.

Один из экипажей под руководством капитана воздушного судна Бе-200ЧС (самолета-амфибии) Евгения Сергеевича Толмачева работал в Ханты-Мансийском автономном округе в течение 10 дней – с 5 по 15 августа.

В общей сложности сотрудниками КАСЦ в Ханты-Мансийском автономном округе было произведено более 100 сливов, сброшено около тысячи тонн воды.

Экипаж Евгения Толмачева работал на прикрытии нескольких населённых пунктов. Лесные пожары подбирались к аэропортам г. Нягань и г. Советский. Было произведено тушение пожара, таким образом, чтобы предотвратить его распространение на населенные пункты и объекты инфраструктуры. Воду сбрасывали в основном на кромку – это позволило изменить распространение огня и облегчить работу наземным службам.

Также велась совместная работа с экипажем самолета Ил-76 МЧС России, оборудованного выливным авиационным прибором. У Ил-76 была задача сбить верховой пожар и уменьшить крупные очаги. Вслед за ним Бе-200ЧС осуществлял локализацию пожаров, не позволяя им разгореться вновь и набрать силу.

Не допущено перехода природного пожара на аэропорт и населенный пункт.

Еще один лесной пожар угрожал деревне Шайтанка. Также не допущено перехода огня на населенный пункт.

«Наибольшая эффективность авиации достигается при совместной работе с наземными пожарными. Во время тушения на борту самолета Бе-200ЧС всегда находится летчик-наблюдатель – сотрудник Лесоохраны. Именно он координирует работу воздушного судна, определяет, куда именно производить сброс воды», – рассказывает Евгений Толмачев.

В среднем рабочий день длился по 12 часов – 4 часа уходило на предполётную подготовку, получение инструкций от наземных служб и заправку самолета, а 8 – на полеты. Выходных не было.

Воду в основном забирали из р. Обь. Она была на достаточном удалении от места пожаров. Тем не менее сотрудникам КАСЦ удавалось сделать по 25 сбросов за сутки – объемом от 9 до 12 тонн. Сброс огнегасящей жидкости на пожар производился с высоты около 50 метров.

Для управления Бе-200ЧС необходимы «ювелирные» навыки пилотирования. Необходимо правильно приводнить самолет, чтобы он мог забрать воду (на это, кстати, уходит 14 секунд), взлететь, а затем самое сложное – прицельно сбросить воду и компенсировать «вспухание» – то есть резкий толчок вверх из-за внезапного изменения массы воздушного судна. За несколько секунд оно становится легче на десяток тонн.

При этом необходимо было просчитать, как именно сбрасывать воду – всю сразу или по отдельности (самолет Бе-200ЧС оснащен 8 баками, можно открыть как сразу все, так и поочередно).

Наибольшая эффективность в работе БЕ-200ЧС достигается при работе одновременно 2-3 воздушных судов: пока один забирает воду, второй уже сбрасывает огнетушащую жидкость – это не дает огню сильно разгореться и останавливает пожар.

Как вспоминает Евгений Толмачев, такая деятельность предполагает огромную ответственность, ведь под твоим бортом – населенный пункт, где живут люди. Для них все происходящее – настоящая катастрофа, потеря привычного образа жизни. Поэтому ошибки допустить было нельзя.

Однако в ХМАО приходилось защищать и своих коллег – лесных пожарных. Огонь двигался в их сторону, и экипаж под руководством Толмачева сбрасывал воду на кромку пожара, заставляя его сменить направление. Работа была выполнена успешно, никто из представителей наземных служб не пострадал. Такие результаты, безусловно, вызывают гордость у любого сотрудника системы МЧС России и всей страны.

В этом году экипаж Евгения Толмачева работал и на тушении ландшафтных пожаров – вблизи г. Ханты-Мансийска. Для защиты населенного пункта самолет Бе-200ЧС делал «просеку» из потушенной травы – таким образом пожар разбивался на несколько участков, которые дотушивали уже наземные службы. Региональная столица не пострадала.

В практике Толмачева пожары в ХМАО – не самые масштабные. В 2019 году Красноярский край охватили крупные лесные пожары – их площадь превысила миллион гектаров! Ежедневно на тушении были задействованы свыше тысячи человек. Самая сложная ситуация сложилась в Богучанском районе.

«Я тогда был вторым пилотом в составе экипажа воздушного судна Бе-200ЧС. Насколько хватало глаз, горело все, была большая задымленность, сложно работать. Потушить такие пожары невозможно, только предотвратить его распространение на населенные пункты», – вспоминает Евгений Толмачев.

Также сложной была работа в Курганской области в мае текущего года. Огонь вплотную подбирался к областной столице. 2 самолета Бе-200ЧС производили тушение пожаров. В общей сложности командировка в Курганской области длилась около 2 недель.

Несмотря на то, что массовые лесные пожары вспыхивают в Сибири не каждый год, летный состав поддерживает навыки в боевой готовности всегда. Регулярно выполняются учебно-тренировочные полеты, проводятся теоретические занятия. Техника находится в готовности.

Сейчас несколько экипажей КАСЦ работают на тушении лесных пожаров в Рязанской и Нижегородской областях, где также наблюдается сложная обстановка.

Текст: Екатерина Леонардова.

Фото: из личного архива Е.С. Толмачева и пресс-службы Главного управления МЧС России по ХМАО


Эта статья полезна?

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (391) 226-44-01
Приёмная начальника ГУ
8 (391) 227-09-19
Единый «телефон доверия»
sekretar@24.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)