Корреспондент Екатерина Щербина и фотограф Виктор Иванов ИА "Северный край" рассказывают об одном дне службы в пожарно-спасательной части № 41.
Успеть за 60 секунд
Оглушительную сирену и голос диспетчера: «Все - на выезд!» слышно по всей пожарно-спасательной части №41 в Кайеркане. Это сигнал тревоги, по которому пожарные в течение минуты должны выехать на вызов. Вот только были в гараже, у машин, глядь – и уже в боевках загружаются в пожарную автоцистерну. Это по требованиям собраться и выехать расчет должен за 60 секунд, по факту – времени уходит меньше.
Сообщение поступило о пожаре в «гостинке», задымление на 6-м этаже. На счету в такие моменты каждая секунда, и под ногами у пожарных лучше не путаться. Так что корреспонденты «Заполярья» успевают буквально на ходу заскочить в следующую за автоцистерной пожарную автолестницу – сегодня мы гости ПСЧ-41, поэтому мчим на вызов вместе с бойцами.
- На следование по Кайеркану у нас уходит не более 5 минут, - рассказывает по дороге пожарный Артем Портнов, в ПСЧ-41 он 2 года, а всего в пожарной охране – 4.
- От выезда до места не более 6 минут. Исключение - если вызов за чертой района, гаражные массивы или промзона. Район выезда у нас - по дудинской трассе от моста реки Ямной (26 км отсюда) и до моста реки Далдыкана.
Проверка дыхательного аппарата - от него зависит жизнь пожарного
«Сердце» пожарной части
День пожарного начинается с развода – смена караула ровно в 8 утра. Бойцы выстраиваются в шеренгу (для удобства есть разметка, где указаны должности), начальнику части или его заместителю докладывают обо всех происшествиях за ночь. Затем заступающая смена проверяет все свое обмундирование – с пиететом, буквально до мелочей. Потому что мелочей в работе пожарных не бывает. Особое внимание дыхательным аппаратам, они тут самые простые и надежные: баллон со сжатым воздухом (до 300 атмосфер) и маска – второе дыхание пожарного. Для них даже отдельное помещение имеется. Машины всегда «на парах» - баки наполнены.
- Всего у нас в подразделении пять машин - 3 автоцистерны (одна совсем новая, 2020 года выпуска – на 6 тонн с производительностью насоса – 70 литров в секунду) и 2 лестницы, - рассказывает замначальника части Станислав Прислицкий. - Гараж большой. Лестницу чаще используем 30-метровую – ее хватает на высоту 9 этажей – а таких домов у нас большинство, 50-метровая тоже есть, но ее на 12-этажные дома рассчитываем (примерно 3 метра на этаж закладываем).
Но сердцем пожарной части тут называют диспетчерскую – святая святых. Именно сюда стекается вся информация о происшествиях, а потом уже, после тревоги начкар получает «путевку» - в ней указано все: что горит, где, какие условия, есть ли задымление. Кроме того, в пожарной части есть все условия и для службы, и для передышки: учебные классы, конференц-зал для совещаний и даже «тренажерка», где можно позаниматься, подтянуть физическую форму или поиграть в пинг-понг.
- Почему пришли в пожарную охрану служить, не спокойнее ли «на гражданке»?
- Могу, конечно, придумать историю, но скажу честно: учился я в кадетском корпусе, с 5-го класса носил форму, и уже тогда не видел себя без формы, - откровенничает Прислицкий. - Сам из Железногорска, а там питерский филиал Академии МЧС. У нас куратор в корпусе был, генерал Джураев. Приехал он как-то перед выпуском и сказал, что кто желает в академию - приходите, поступайте. Мы с друзьями впятером пошли поступать, трое прошли. Отучились 5 лет, и раскидали нас кого куда. Сначала жалел, что в Норильск попал, просился перевестись, - ну, это было в первое время. Потом привык и сейчас не жалею.
Почти у каждого пожарного есть свой «самый страшный пожар» - зарубка в памяти на всю жизнь. Для Прислицкого – это выезды на пожары, где есть дети, они больше всего врезаются в память.
Летим на вызов
…На пожар в «гостинке» мы прибыли за пару минут – здание совсем близко к части. Дыма нигде не обнаружили, однако пожарные, не мешкая, развернули рукав и рванули в дом. А наша автолестница сделала объезд дома – на случай, если окна горящей комнаты выходят на другую сторону. Ничего.
- Возгорание в нежилой комнате – горел мусор, жители сами его потушили, - отрапортовал по рации начкар Наиль Муратов.
Летим на вызов вместе с пожарными
Дым выветрили. К счастью, на этот раз все спокойно. Оказалось, кстати, что на адрес отправили два отделения – наше и с «Надежды», на подстраховку. Они всегда приходят на подмогу. Но на этот раз в пути им дали отбой.
- Часто бывают ложные вызовы? – спрашиваю у водителя Виталия Аболенцева.
- Частенько. Зимой из коллекторов или крыш домов идет пар, и люди путают его с дымом, - говорит он, - вызывают пожарную службу. Бывает по вызовам сигнализаций выезжаем: скачки напряжения происходят и срабатывает.
А бывают вызовы совсем непредсказуемые – на них ехать довольно страшно.
- Были пару раз вызовы на АЗС, - говорит старожила ПСЧ-41 Кадырали Сатиев (работает с 90-х). - Едешь и думаешь: заправка просто так не загорается. Мало ли – там же топливо. Опасно. Но у нас «кандейки» оба раза горели, мы, к счастью, успевали потушить.
Страшно ли быть пожарным? Да, страшно. Но все те, с кем мы общались в ПСЧ-41, уверены: достойней для мужчины дела нет.