7 июля 2020, 11:44
429
10 минут

Интервью с начальником Центра ГИМС МЧС России по краю Олегом Романовым "О безопасности на воде".

Все ли плавсредства подлежат регистрационному учету, можно ли зарегистрировать самодельный плот, нужно ли проходить обучение владельцам обычной весельной лодки без мотора, - на эти и другие вопросы ответил в прямом эфире радио "Комсомольская правда" начальник центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Олег Романов  


Олег Владимирович, в последнее время мы видим на воде большое количество разных плотов, катамаранов и гидроциклов. Насколько, по вашим данным, с каждым годом становится больше людей, которые отдыхают у воды? И увеличивается ли количество происшествий? 

 

Начну с предыстории, что такое государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). Она образована в 1989 году постановлением СССР, а с 2004 года ее перевели в министерство по чрезвычайным ситуациям. И одна из функций, которая возложена на нас – это контроль за безопасностью эксплуатации маломерных судов. Также мы следим и за безопасностью людей на водных объектах.


Енисей – третья по протяженности река в стране. Первое место у Лены, а второе — у Волги. Также на территории нашего края находится большое количество других водных объектов. На них люди отдыхают, рыбачат, эксплуатируют маломерные суда. По сухой статистике на регистрации у нас более 33 тысяч зарегистрированных маломерных судов. Это только законопослушные граждане, которые постарались узаконить свои действия - они имеют удостоверение на право управления, имеют утвержденный район плавания и все остальное. 

Статистика гибели людей на водных объектах, к сожалению, очень печальна. В 2019 году мы зафиксировали более 130 случаев гибели людей на водных объектах, в этом году их уже 16. Сюда входит и купание в неустановленных местах, запрещенных местах. Если говорить об авариях на маломерных судах, то их было всего две. И я считаю, что это заслуга госинспекции по маломерным судам и тех граждан, которые все-таки у нас соблюдают правила поведения на воде и эксплуатации маломерных судов.  

На слуху конечно Богучанский район: теплоход, пересечение маломерным судном судового хода и гибель человека. Второе происшествие в Шарыповском районе в деревне Парная на озере Большом. Там в результате эксплуатации маломерного судна в неположенном месте погиб ребенок (катер наехал на купающуюся около берега девочку — прим.). Уголовные дела возбудили, следственные органы разбираются сейчас.


А есть ли цифра по незарегистрированным. Чтобы для понимания, сколько таких "серых пловцов"?


Их не так много, но они остались. Обычно это удаленные районы Красноярского края. Если ближние районы, то большую озабоченность вызывает у нас река Мана. Мы там проводим рейды с представителями администрации, районных управлений полиции. Все данные о несамоходных плотах мы собираем и передаем в речной регистр по подследственности, там разбираются с ними. 


Вот давайте поговорим о сплавах по Мане. История для каждого красноярца знакомая. Многие организации их проводят, не берусь говорить, официально или нет. Может быть даже друзья, у которых есть плот предлагают: «поехали соберем компанию и сплавимся». Как относиться к этой ситуации, насколько она законна и как ее можно узаконить?


Есть организационные сплавы - это те люди, которые занимаются коммерческими перевозками. Они имеют лицензию, обращаются в речной регистр, делают все по закону. И отвечают за безопасность туристов. Это самая оптимальная вещь для нас с вами. Если вы хотите отдохнуть, постарайтесь выяснить, есть ли у гражданина лицензия. Если нет, то такой сплав не законен и является нарушением.


А если я хочу построить плот и отправиться на нем на сплав по Мане. Насколько это реально и куда лучше обращаться. Может какие-то курсы обучения сначала нужно пройти? Или проще купить что-то готовое?


Плот - это неплавучее самоходное средство, как мы его называем, если туда не устанавливается двигатель. Чтобы его построить, надо самостоятельно подготовить типовой эскизный проект и передать его в речной регистр. Там все это рассматривается на соответствие требованиям, а потом регистрируется. Это не долго и не очень трудно. Нужно просто заранее узнать все требования, которые будут предъявляться. Сделать это можно в речном регистре, который находится в «Енисейречтрансе».


Существует ли какая-то градация по моторам и лодкам, которые не нужно регистрировать?


Лодки снаряженной массой до 200 кг. регистрационным действиям в ГИМС не подлежат. Снаряженная масса - это сама лодка и двигатель. Причем двигатель не мощнее 8,8 кВт. Если все проходит, то нет необходимости регистрировать свои действия. Но если вы на этой лодочке выходите на судовой ход, то будете являться нарушителем. Для любых маломерных судов, хоть с регистрацией, хоть без нее, выходить на судовой ход категорически запрещено. Что же это такое - судовой ход? На реке Енисей видели - слева белые баки, справа - красные. Вот они и определяют судовой ход. Ни в коем разе нельзя выходить за эти «вешки». Можно пересечь судовой ход, но нужно соблюдать требования – не менее 500 метров до теплохода либо моторной лодки.


Если человек покупает обычную вёсельную лодку без мотора. Где ему можно получить азы управления и нахождения на воде? И все ли должны получать права?


Есть ряд организаций, которые проводят обучение. Их очень много в Красноярске. Открывайте интернет и вам предложат любые услуги, вплоть до судов с особой конструкцией, например, на СВП (судно на воздушной подушке — прим.), аэроботы, которые со скоростью до 150 км/час могут идти по реке. А вот экзамен потом нужно сдавать у нас. 

Мы рекомендуем пройти обучение абсолютно всем. Если даже ваша лодка не подлежит регистрации, откройте интернет, найдите простые меры безопасности. Там все есть: про наличие спасательных жилетов, запрет эксплуатации маленькой лодочки там, где ходят большие суда, как пересекать судовой ход и прочее. 


А насколько влияет погода на безопасность? Ветер, дождь, гроза собирается. Есть какие-то рекомендации? Вроде вышел на воду, штиль полный, 5 минут прошло и поменялась погода.


Этому тоже учат в обучающих организациях. Кроме того, на экзамене есть вопросы, посвященные тому, как вести себя в те или иные погодные условия. В ночное время запрещено эксплуатировать маломерные суда. Не нужно путать с большим теплоходом, который идет по судовому ходу, имея большие огни. У них, соответственно, совершенно другой регламент.


А рыбаки, которые с утра рыбачат, они же тоже в ночное время выехали, значит они нарушают?


Рассветает у нас в 4 часа утра, вроде уже светло. Но на самом деле есть понятие «темное время суток». Это когда видимость падает до определенных критериев. Их тоже учат во время обучения и проверяют эти знания на экзаменах. 


У нас огромные территории. Если в городе еще все видно, то отъехал даже на Ману или на более мелкую речушку, где вообще никого нет. Как там проконтролировать?


Если говорить о Мане в комплексе, то вопрос очень глобальный. Мы контролируем там самоходные суда — те, где уже установлен двигатель — мы привлекли к ответственности более 40 судоводителей. Гоняться на реке за моторными лодками, когда они пытаются убегать на своих мощных моторах, мы не можем — игра будет на лезвии безопасности людей. Если он еще и в алкогольном опьянении будет, то его догнать невозможно. 

Поэтому мы привлекаем к ответственности нарушителей в ходе совместных рейдов с речнадзором и полицией. В том месте, где они выходят на берег, выгружают пассажиров, начинается проверка документов. Наиболее жесткий контроль в верховье Маны, там, где идет загрузка. Там стараемся проверить законность перевозки. Также уделяем внимание самому процессу сплава, что многие гоняют на плотах.



У полиции есть «синяя линия» - если видишь факт нарушения, видишь водителя, который совершает странные маневры то ли в пьяном виде, то ли наркотическом. Туда можно сообщить. А есть ли такая же возможность сообщить о происшествии на воде?


Конечно. Телефон 112. Говорите координаты, примерную модель лодки и реакция будет мгновенная. Патрульная группа ГИМС с речнадзором приедут на это место и будут сутки-двое контролировать. Мы приветствуем эти звонки, они показывают, что граждане озабочены своей безопасностью, здоровьем и жизнью своих близких. 


А как обстоят дела с более мощной техникой, например, с гидроциклами? Они все подлежат регистрации?


Ситуация у нас выравнивается сейчас. Если до 2019 кодекс административных нарушений за отсутствие регистрации позволял оштрафовать максимум на 2 тысячи, то сейчас штрафные санкции увеличили до 25 тысяч. Поэтому сейчас все, кто имеет мощные гидроциклы, ставят их на учет. Связано это с финансовой ответственностью — если в прошлом году я 2 тысячи отдал и забыл, то сейчас нужно уже 25. Поэтому дешевле заплатить годовой налог, как за любое транспортное средство.


А статистика ЧП? Есть какие-то основные, базовые происшествия, которые происходят с лодками и рыбаками? Когда они перестанут уплывать на льдинах?


Вспомним 2015-2017 года. Березовское водохранилище Назаровской ГРЭС, где снимали со льдин до 25 человек. Мы провели очень большую работу с администрацией района, которая своими нормативно-правовыми актами запретила выходить на лед весной, когда идет интенсивное снеготаяние, когда лед меняет свою структуру, и осенью, когда лед тонкий. В итоге опять надзор, опять контроль и в 2019 году происшествий в этом районе не допущено. Есть эффект. 

А вообще хотелось бы всем пожелать, обходиться без происшествий, эксплуатировать маломерные суда в тех водных объектах, где это разрешено и купаться только в официально разрешенных местах!

Эта статья полезна?
50% посетителей считают статью полезной

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (391) 226-44-01
Приёмная начальника ГУ
8 (391) 227-09-19
Единый «телефон доверия»
sekretar@24.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)