10 мая 2020, 10:00
463
5 минут

Интервью с пилотом вертолета Ми-8 Красноярского комплексного авиационно-спасательного центра МЧС России Сергеем Балалаевым "Хорошо уметь летать недостаточно".

10 мая авиация МЧС России отмечает свое 25-летие. Мы поговорили о службе с пилотом самого большого вертолета в мире - Сергеем Владимировичем Балалаевым.

О выборе профессии
Я рос в военном городке - поселок Сокол, под Саратовом. Сначала поступил в колледж мясной переработки, но быстро понял, что это не моё. На интерес именно к этой профессии повлияла близость вертолетов, их доступность. Учебный полк летал каждый день над головой в две смены, по 6 часов каждая. У товарища отец работал там.
Он и предложил нам прыгнуть с парашютом. Мне понравилось. Потом предложил просто полетать - тоже понравилось. Так и пошел в Сызранское высшее военное училище. Сейчас оно осталось единственным в стране, которое выпускает военных вертолетчиков.

Попал в МЧС и не жалею
Когда заканчивал училище в 2003 году, в министерстве обороны было все тоскливо: почти не было полетов, сокращались авиационные полки. Если и предлагали вакансии, то на Кавказе, в Чечне. Несколько моих товарищей пошли работать в МЧС, там было интересно. Поэтому я тоже выбрал эту работу и не жалею об этом.
Работа сложная, но мне кажется, что работа и не должна подразумевать какую-то простоту. Любая работа имеет свои особенности и свои риски.

Наставник - это важно
В авиации нельзя быть просто хорошим пилотом. Нужны особые морально-психологические качества - настойчивость, жесткость, целеустремленность, нужно иметь моральный дух и уметь в определенной ситуации себя переломить. Это все прививает “зеленому” лейтенанту летчик-инструктор.
Для меня на Ми-26 таким человеком стал Ляляев Александр Николаевич. Он до сих пор здесь работает, хотя его стаж уже около 30 лет и он пенсионер. У него очень много государственных наград, он принимал участие почти во всех спасательных операциях, начиная с 90-х годов.
А вообще, работа летчика - постоянное самосовершенствование. Нельзя сказать, что уже научился летать. Ведь аналогичных ситуаций в нашей работе не бывает, каждый полет индивидуален.

ЧС
У авиации МЧС очень широкий спектр задач - это разведка, подрыв ледовых заторов, эвакуация людей, доставка гуманитарных грузов и многое другое.
В марте 2005 года в Корякском автономном округе на Камчатке была большая коммунальная авария, разморожены несколько поселков. Я лично принимал участие в этой работе - на вертолете Ми-26 доставлял топливо. Причем решение о нашем привлечении было принято очень быстро - вечером стало известно, а в 6 утра мы уже полетели.
Там почти не населенная местность и большие расстояния. Из-за близости океана погода менялась просто на 180 градусов. Хорошая погода и тут же снег начинается и дождь. Заправка вертолета была только в одну сторону, а нам надо было порядка 500 км пролететь над океаном с предельной загрузкой. Когда долетели, пришлось ночевать в юртах, которые топили старыми своими фуфайками. Условия были, мягко говоря, не комфортные.
В 2010 году в Подмосковье были большие пожары. Туда была стянута вся авиация МЧС и министерства обороны. Видимость почти нулевая, максимум 300-500 метров, но мы умудрялись работать. Вертолет работает в таких условиях вообще на пределе - двигателю не хватает воздуха, машина теряет мощность, начинает себя совсем по-другому вести, да и нам дышать сложно. Но летать надо, работали.
Все было в нашей работе - отказы техники, замена генератора вертолета в полевых условиях силами экипажей.

Об авиационно-спасательном центре
Нашему авиационно-спасательному центру в прошлом году исполнилось 40 лет. Он был создан 15 ноября 1979 года, как воинская часть № 15543, 136 отдельный вертолетный отряд гражданской обороны в Красноярске.
Потом были преобразования и с 2017 года было принято решение о реорганизации. К нему присоединили Уральский и мы стали комплексным центром с отдельным звеном в городе Екатеринбурге. Также наши сотрудники несут постоянное дежурство в Абакане и Иркутске.
Всего сейчас в комплексном авиационно-спасательном центре работает 387 человек, а техники 17 единиц. Среди них один самолет Ан-74, 4 амфибии Бе-200ЧС, а также один вертолет Ми-26 и 11 - Ми-8.
Ряды нашего центра пополняются либо за счет людей, вышедших на пенсию в министерстве обороны, либо за счет наших бывших военнослужащих, которые переходят к нам на гражданские должности. С гражданских летных училищ у нас есть несколько человек - они летают на Бе-200. Но из-за особенностей оплаты к нам все же больше людей идет из государственных структур, которые уже имеют высокую квалификацию и класс. 

Эта статья полезна?

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (391) 226-44-01
Приёмная начальника ГУ
8 (391) 227-09-19
Единый «телефон доверия»
sekretar@24.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)