Радиотелефонист пожарной части №19, жена руководителя Испытательной пожарной лаборатории Красноярского края, мама пожарного, мама, тетя и свекровь еще трех радиотелефонистов гарнизона - это все об Оксане Бочаговой. А еще она бабушка, во что очень сложно поверить, глядя на эту женщину в хорошо сидящей на ней форме сотрудника МЧС.
Накануне 8 марта мы поговорили с ней о работе, семье и ответственности каждого члена большой пожарной династии.
Когда вы пришли на работу в пожарную часть?
После рождения детей-погодков я 10 лет сидела дома. Не доверяла их садикам, никому постороннему. Но когда они пошли в школу, нужно было найти работу. Причем такую, чтобы можно было продолжать заниматься семьей.
Поэтому в 2000 году я, по совету мужа, сначала устроилась старшиной в объектовую пожарную часть №21 на заводе «Резино-технических изделий». Ее сейчас уже нет. Потом освободилось место радиотелефониста и я перешла на эту должность. Недолго поработала в 23-й части, а в 2005 году ушла в 19-ую. Отсюда меня проводили на пенсию в 2016 году, здесь же я продолжаю работать на вольном найме.
Если сравнивать время, когда вы пришли работать с нынешним, сложнее стало работать?
Я могу сравнить советскую пожарную охрану и то, что сейчас делается. У нас больше бумажной работы стало, но время идет вперед, компьютеры появились, легче все это делать. Зато потом у тебя есть трое суток дома - семья, дети, увлечения. Поэтому совершенно не понимаю, когда люди ругаются и говорят о трудностях.
Я свою работу очень люблю. Она мне нравится. Иногда, может и не хорошо так говорить, но соскучишься по пожарам, по этой суете. Я уже взрослый человек, а для меня рация, как игрушка для ребенка.
А в спокойное время я люблю порядок наводить. На столе под стеклом у нас все нужные сведения - приказы, телефоны, адреса. В шкафу я знаю точно, где какие документы лежат, в какой папке.
Ваш муж сумел подняться до начальника отряда и продолжает работать даже на пенсии. Сложно это было для вас, для всей семьи?
С Сергеем Борисовичем мы познакомились в Канске, когда он приехал туда в стройотряд. Через три месяца уже поженились. Он тогда только что перешел на второй курс института, причем учился очно. Чтобы прокормить семью, ему пришлось работать по ночам. Был сторожем в детском саду и даже осветителем в оперном театре. После окончания учебы поработал немного по специальности геодезистом, а потом ему предложили пойти в пожарную охрану младшим инспектором по охране объектов. Ему тогда было 27 лет, он был самым «старым» лейтенантом.
У него не было никакой протекции, всего он добился сам, благодаря своим мозгам. Когда при мне его ругают, я всегда говорю: «Не пожелаю вам такой работы для мужа». Ведь никто не видел, каким он приходил домой. Не пожелаю ничьей жене «перетаскивать» это на себе.
У нас во время сбора всей семьи до сих пор все разговоры о работе. Сергей Борисович, когда был начальником отряда, даже иногда уставал от наших вопросов и говорил: «Записывайтесь на прием по личным вопросам и там спрашивайте».
Дети тоже выбрали работу в пожарной охране?
Да. Работу им конечно отец предложил, но потом они всего добивались сами. Я их всегда учила: «Папа сегодня работает, а завтра он вышел на пенсию. Прикрываться его именем нельзя - вы должны стать не дочерью или сыном Бочагова, а самостоятельными единицами».
Сейчас я вижу, что урок они усвоили - коллеги уважают их за их дела, а не за фамилию. Вообще, для того, чтобы работать в пожарной охране, нужно призвание. У моих детей это есть.
С сыном мы работаем в одной части, но в разных сменах. Он командир отделения. Как и папа, он рано женился, сходил в армию, а сейчас заканчивает железнодорожную академию. Я не боялась, когда он решил стать пожарным. Может быть потому, что я работаю в этой же структуре и знаю все особенности.
Его жена сейчас работает радиотелефонистом в 4 части. Вот за нее я переживала. Она очень скромная, но оказалась бойцом - освоилась в мужском коллективе, научилась всему.
Дочь после окончания института тоже пошла работать радиотелефонистом. Уже 8 лет в ПСЧ-3. Еще с нами вместе работает племянница Сергея - она начинала в 17 части, потом перешла в 8. Там уже семью создала. Так что у нас уже целый «клан».
У нас и внук, наверное, продолжит династию. У него все игры связаны с пожарами. На днях рисует и объясняет - вот тут горы, а тут пожар. Если приехал сюда на работу, не уйдет, пока все машины не облазит. Наши дети все же меньше бывали в частях.
А чем еще увлекается «клан Бочаговых»?
Вся наша семья очень спортивная, все кандидаты в мастера спорта, но направления разные. Муж по греко-римской борьбе, я занималась акробатикой. Дочь выбрала фитнес и спортивную аэробику, сын конькобежец, а племянница - лыжница.
Я в свободное время вяжу и выращиваю цветы. А еще очень люблю море, хотя впервые муж отвез меня туда в 40 лет. До этого все время было некогда - то детей воспитывали, то дом строили.
Каков ваш секрет крепких отношений?
Мы вместе прошли огонь, воду и медные трубы. Некогда было ругаться, всего добивались сами. Вместе строили дом, даже вместе таксовали по ночам в 90-е годы, когда были сложности с финансами. Но пережили все, стали еще крепче, ближе друг к другу.