Девятый аварийный…
В современном мире у каждого человека есть гаджет. Сегодня гаджеты широко распространены в самых разных сферах: спорт, медицина, развлечение - смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности, а также многое другое. И уже ни один человек не представляет жизнь без таких устройств. Также растет популярность у населения и в применении радиостанций. Что лучше использовать при путешествии по отдаленным городам и поселениям: смартфон, или радиостанцию, как и кого позвать на помощь - обо всем этом мы поговорим с заместителем начальника (по связи) Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Красноярскому краю подполковником внутренней службы Калининым Артемом Владимировичем.
- Артем Владимирович, расскажите, в нашем крае много людей предпочитают пользоваться в путешествиях переносными радиостанциями?
- Статистики по количеству жителей края, у которых есть радиостанции, у нас нет, можем только предполагать. И мы предполагаем, что в Красноярске таких людей более 5 тысяч человек, соответственно, в крае в разы больше. И с каждым годом это количество увеличивается. Если раньше выпускались радиостанции больших размеров, которыми не совсем удобно было пользоваться, и в большинстве своем они были для профессионального применения, то в современном мире существуют уже много автомобильных, переносных радиостанций, рассчитанные на широкий круг потребителей, и которые легко купить в специализированном магазине. Они доступны, и по стоимости не дороже смартфонов. Сегодня большое количество жителей нашего края, которые часто проводят время в дороге, или уезжают куда-то в глубинку, например, на охоту, рыбалку, идут в поход, или просто едут к родственникам в другой район края, предпочитают приобретать радиостанции, чтобы общаться не только с друг с другом в дороге, но и в случае непредвиденной ситуации подать сигнал бедствия.
- Но ведь можно воспользоваться и смартфоном, телефоном?!
- Можно, если есть сотовая связь. А она есть не всегда и не везде. Принцип работы радиостанций несколько отличается от работы сотового телефона. Если вы помните, в 2009 году у нас на юге Красноярского края произошло сейсмособытие, и несколько часов не работала сотовая связь, а радиостанции работали! Потому что их работа не зависит от наземной инфраструктуры связи.
- Хорошо, Артем Владимирович, тогда в чем же новшество в данной области?
- Начну с того, что радиосвязь подлежит регулированию. И среди большого спектра радиочастот выделен диапазон 27 МГц, доступный всем гражданам для радиосвязи. Работа в данном диапазоне, его еще называют «гражданским» или Си-Би (cityzens band), не требует лицензии. Этот диапазон разделен на 40 каналов и один из них выделен для связи с экстренными оперативными службами – это «9 аварийный радиоканал». Он признан в большинстве стран мира, в том числе и в России. На многих радиостанциях этот канал выделяется отдельной кнопкой. И мы решили использовать этот канал в интересах, в первую очередь, получения информации от населения, так сказать «крика о помощи», для более оперативного реагирования. С развитием радиосвязи это более чем актуально.
Новшество в данной области – это комплексный подход. Мы не делаем разделение на дальнобойщиков, радиолюбителей, коротковолновиков. Каждый имеет право на помощь, имеет право быть услышанным в случае беды. Поэтому совместно с Центром ГО и ЧС Красноярского края мы осуществляем мониторинг аварийных частот как в КВ, так в УКВ и Си-Би диапазонах. По сути, аварийные радиоканалы – это аналог телефона «101». Одновременно диспетчеры слушают 5 аварийных частот в двух диапазонах.
К этой работе мы привлекаем общественность. С 2014 года в крае функционирует гражданская аварийная радиослужба «Красспас», которая является подвижным подразделением Радиолюбительской аварийной службы Сибири, Урала и Дальнего Востока. «Красспасовцы» также осуществляют мониторинг аварийных частот и в случае поступления информации немедленно сообщают региональные МЧС России. Этим достигается, во-первых, круглосуточный мониторинг, во-вторых, увеличивается зона приема аварийной связи – даже находясь на большом расстоянии, «по цепочке» информация обязательно дойдет до оперативных служб.
Помимо мониторинга аварийных частот мы осуществляем информирование и оповещение по всем возможным радиоканалам гражданского и любительского диапазонов. Это позволяет населению получать актуальную информацию о метеоусловиях, ситуациях на дорогах, другую оперативную информацию.
- Артем Владимирович, расскажите поподробнее о мониторинге, информировании и оповещении населения при помощи радиостанций.
- Мониторинг аварийных частот осуществляется круглосуточно. КВ-диапазон слушают радисты отдела аварийной радиосвязи Центра ГО и ЧС Красноярского края. Мониторинг «9 аварийного канала» осуществляется силами городских диспетчеров службы «101». В дальнейшем, с развитием единых дежурно-диспетчерских служб края планируем данную функцию передать диспетчерам ЕДДС.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2016 года № 494П муниципальным образованиям выделяется субсидия на оснащение ЕДДС, в том числе, средствами радиосвязи. Это позволит, во-первых, осуществлять мониторинг аварийных радиоканалов, во-вторых, проводить информирование и оповещение населения по радиосвязи. В первую очередь оснащаться будут те муниципальные образования, по территориям которых проходят федеральные автодороги, и те, кто находится на большом удалении от краевого центра, у которых транспортная инфраструктура и связь слабые, чтобы по максимуму их прикрыть.
Теперь про информирование и оповещение. Для оповещения населения у могут быть задействованы 8 каналов. Это два канала в УКВ-диапазоне - городской Красноярский канал – «Автогород» и канал радиолюбительского репитера «R-5» (охватывает центральные и южные районы края, это Ачинск, Канск, Новоселово, Красноярск, Абакан, а также Новокузнецк и Читу); два канала в Си-Би-диапазоне - это канал дальнобойщиков – «15 канал» и «9 аварийный радиоканал»; четыре канала в КВ-диапазоне (больше актуально для удаленных территорий края).
На городском Красноярском канал – «Автогород» каждые два часа с 8 до 22 часов, без выходных проводится плановое информирование о погоде, о дорожной обстановке на территории края. Не смотря на то, что канал городской, к нам в город приезжают люди со всего края, а также соседних регионов страны. Люди должны знать, что их может ожидать в пути: пурга, дождь, гололед и т.д. Также плановое информирование в режиме автоинформатора круглые сутки каждые 10 минут идет и на «9 аварийном канале». Эту функцию взяли на себя красноярские радиолюбители службы «Красспас».
Кроме того – прогресс не стоит на месте – можно с помощью смартфона и установленной программы «Zello» через интернет из любой точки мира подключиться к радиоканалу «Автогород» и репитеру R5 и получить актуальную информацию об обстановке в крае. Но это скорее приятный бонус, так как здесь задействуется наземные сети связи.
- Артем Владимирович, а в России были подобные попытки внедрить такую систему информирования или мы по праву считаемся первыми?
- Красноярский край является одним из передовых субъектов в развитии радиолюбительства и, наверное, единственным, где аварийная радиосвязь достигла таких масштабов. С 1988 года на территории края функционирует Радиолюбительская аварийная служба Сибири, Урала и Дальнего Востока, которая уже почти 30 лет обеспечивает надежную радиосвязь при чрезвычайных ситуациях. С 2014 года, как я уже говорил, начала работу радиоаварийная служба «Красспас». И то, что мы делаем сейчас – это логическое развитие системы радиосвязи края. Мы подошли комплексно к вопросу использования радиосвязи в интересах защиты населения, и в этом мы первые.
Есть хорошие наработки в Иркутской области, где организован мониторинг частот УКВ-диапазона вокруг озера Байкал. Мы тесно работаем с нашими соседями из Кемеровской области и Республики Хакасия по вопросам расширения системы мониторинга и оповещения по радиоканалам. И уже сейчас заключены регламенты по взаимному оповещению водителей дальних рейсов в Си-Би-диапазоне.
- Скажите, а какой радиус действия «9 аварийного канала», как я узнаю - он действует на той территории, к примеру, где я путешествую?
- Радиостанции Си-Би-диапазона действуют, в основном, на расстоянии прямой радиовидимости, то есть связь будет доступна для абонентов, находящихся в непосредственной близости от базовых радиостанций. Совместно с радиолюбителями Красноярского края мы работаем над расширением зоны покрытия радиосвязью, и сейчас зона действия «9 аварийного канала» достигает 40-60 километров от Красноярска, в райцентрах зона связи от ЕДДС будет порядка 20-30 километров.
Второй вопрос: как водитель, путешественник должен узнать – услышат его или нет? Так вот, в соответствии с правилами дорожного движения, есть специальные дорожные знаки – 7.16 «Зона связи с экстренными службами». Этот знак как раз и подразумевает зону связи на аварийных радиоканалах, в частности, на девятом. Предварительная договоренность с краевым транспортным управлением по установке таких знаков на автодорогах уже есть. В ближайшее время эмпирическим методом будем определять зоны действия связи и, соответственно, организовывать установку данных знаков. Водитель увидит такой знак – значит, он находится в зоне доступа и может рассчитывать, что его услышат.
- Артем Владимирович, какие есть каналы, конечно же, знает определенный круг людей, который уже достаточно давно пользуется радиосвязью, а как быть новичкам и другому населению?
- Все просто – чтобы круг этих людей расширялся надо проводить информационную кампанию. Уже сегодня в крае на терминалах ОКСИОН транслируется информация о том, на какие каналы и каким образом можно настроиться. На сайте радиолюбителей Красноярского края 24dx.ru есть соответствующие разделы по настройке радиостанций, здесь же можно записаться в ряды нештатной аварийной радиослужбы «Красспас». По мере развития аварийной радиосети планируется раздача памяток водителям, туристам.
- Артем Владимирович, давайте подведем итоги и расскажем о будущих планах работы в данном направлении?
- На сегодняшний день, как уже упоминалось выше, закупается оборудование для оснащения ЕДДС муниципалитетов и до конца года восемь ЕДДС будут оснащены средствами радиосвязи. В перспективе – объединить разрозненные радиостанции в единую сеть. Задача-максимум – покрыть аварийной радиосвязью все автодороги федерального и краевого значения.
Если говорить о применении информационных технологий в нашей деятельности, отмечу еще одно событие, где мы снова первые. 1 декабря 2016 года Главным управлением заключено соглашение с ООО «Яндекс» об информационном взаимодействии. В рамках соглашения мы имеем возможность размещать в приложениях «Яндекс.Карты», «Яндекс.Пробки» информацию о любых событиях, связанных с дорожной обстановкой. И это не только ДТП, но и, к примеру, прорыв воды, подтопление проезжей части, ограничение движения. В зимнее время для водителей будет актуальна информация о пунктах обогрева. Всю эту информацию мы можем наносить на карты «Яндекс» в режиме реального времени.
Вся проводимая нами работа направлена на реализацию одной цели – повышение уровня безопасности населения. Нам есть, над чем работать. И мы не останавливаемся на достигнутом.
Алена Алексишина,
пресс-служба ГУ МЧС России по Красноярскому краю
Фотография Роман Донцев